Цвет:
Ц
Ц
Ц
Размер шрифта:
А
А
А
г. Челябинск, ул. Горького, 10
Тел: +7 (351) 775-30-50
Факс: +7 (351) 775-25-25
E-mail: admtzr@cheladmin.ru
Историческая
справка
о Тракторозаводском районе
города Челябинска
Читать далее >

Прокурор разъясняет

Заработная плата «в конверте». Последствия.

 При трудоустройстве граждан на работодателей возложена обязанность надлежащим образом оформлять трудовые отношения, своевременно выплачивать заработную плату, перечислять страховые и налоговые взносы за работников организации.

Словосочетания «белая», «черная» и «серая» зарплаты не являются официальными, это устоявшиеся обозначения для формы выплаты наемному персоналу заработанных им денежных средств.

При выплате официальной («белой») зарплаты доход работников не отличается от размера заработка, указанного в трудовом договоре. Если же оплата труда производится только в конвертах («черная» зарплата), или часть денег поступает официально, а часть – неофициально («серая» зарплата), это является нарушением.

«Черная» зарплата, в отличие от «белой», характеризуется тем, что при приеме на работу отсутствует официальное оформление трудовых отношений с работником: не заключается трудовой договор, не заполняется трудовая книжка. Зарплата отдается только в конверте, поскольку сведения о ней в бухгалтерских документах отсутствуют, а организация, как правило, ведет двойную бухгалтерию и оплата труда производится из неучтенных доходов.

Безусловно, что при получении «серой» или «черной» зарплаты доход работника несколько выше. Вместе с тем, данный плюс сомнителен, поскольку социальные выплаты начисляются, исходя из данных по «белой» зарплате, и иные доходы не учитываются. Работники, имеющие неофициальный заработок, лишены права на получение социальных гарантий, и могут рассчитывать лишь на минимальный размер пенсии по старости. Кроме того, расчет отпускных, выплат по листку нетрудоспособности производится с учетом размера официальной заработной платы.

Не стоит забывать, что при конфликте с руководителем организации работник будет лишен части неофициальных выплат, а при увольнении получит расчет исходя из официально установленного заработка.

Для недобросовестных работодателей, стремящихся понизить размер уплачиваемых налогов и взносов, выплачивающих своим сотрудникам «серую» или «черную» зарплату, предусмотрена следующая ответственность:

- статья 123 Налогового кодекса Российской Федерации: невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию налогов влечет за собой штраф – 20% от суммы НДФЛ за срок, в течение которого он должен был перечислять деньги в бюджет;

- статья 15.11 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации: штраф за нарушение требований к бухгалтерскому учету достигает 20 тыс. руб. Также предусмотрена дисквалификация на период до 2-х лет;

- статья 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), где за неисполнение обязанностей налогового агента предусмотрены не только штрафы, но и лишение свободы. 

Для работников намеренное сокрытие получения «черных» или «серых» зарплат также чревато неблагоприятными последствиями, начиная от получения минимальной пенсии в будущем, обязательного декларирования НДФЛ, и заканчивая уголовной ответственностью в случае неуплаты налогов в крупном размере (ст. 198 УК РФ).

На практике часто возникают ситуации, когда граждане сами хотят получать «белую» зарплату, но руководители отказывают им в официальном оформлении. В данном случае необходимо написать заявление о нелегальных выплатах и предоставить его в любую из следующих инстанций:

- территориальная трудовая инспекция;

- налоговая служба по месту регистрации организации;

- прокуратура по месту нахождения работодателя.

Во избежание нарушения прав на получение официальной заработной платы при устройстве на работу следует четко оговорить с работодателем условия оплаты труда, проследить, чтобы все договоренности были зафиксированы в трудовом договоре.


В детский сад без прививки от туберкулеза или заключения врача? Нельзя! 

Статьей 41 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний» граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок.

Статьей 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Согласно п. 5.7 СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» дети, направленные на консультацию в противотуберкулезный диспансер или законные представители, которых не представят в течение месяца с момента постановки пробы Манту заключение фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом, не допускаются в детские организации. Дети, туберкулинодиагностика которым не проводилась, допускаются в детскую организацию при наличии заключения врача фтизиатра об отсутствии заболевания туберкулезом.

Министерством здравоохранения Российской Федерации разработаны клинические рекомендации «Выявление и диагностика туберкулеза у детей, поступающих и обучающихся в образовательных организациях» (письмо Минздрава РФ от 07.04.2017 № 15-2/10/2-2343). В письме указано, что отсутствие обследования на туберкулезную инфекцию предполагает зачисление ребенка в образовательную организацию с последующим выбором форм и методов образовательного процесса, исключающих посещение необследованным ребенком здорового детского коллектива. Выбор форм и методов образовательного процесса является компетенцией образовательной организации, ответственность возлагается на руководителя образовательной организации.

При отказе родителя (законного представителя) от иммунодиагностики своего ребенка (любого иного метода, позволяющего исключить заболевание туберкулезом) врач фтизиатр определяет возможность выдачи справки или медицинского заключения об отсутствии активной формы туберкулеза. При этом, основаниями для оформления врачом фтизиатром справки или медицинского заключения являются: результаты скринингового обследования на туберкулез, результаты альтернативных методов обследования, результаты флюорографического обследования окружения ребенка давностью не более 6 месяцев, данные лучевых методов исследования органов грудной клетки, данные о контакте с больными туберкулезом, отсутствие или наличие у ребенка жалоб или симптомов, подозрительных на заболевание туберкулезом.

Таким образом, родители (законные представители) вправе отказаться от иммунопрофилактики против туберкулеза, но для посещения ребенком образовательной организации необходимо представить справку или медицинское заключение врача фтизиатра об отсутствии у несовершеннолетнего заболевания туберкулезом.


Родители несут ответственность за неполучение ребенком паспорта гражданина РФ. 

В соответствии со ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Осуществление родителями своих родительских прав в ущерб правам и интересам детей влечет ответственность в установленном законом порядке.

Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации (далее именуются - граждане), достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.

Процедура получения паспорта гражданина Российской Федерации регламентируется постановлением Правительства РФ от 08 июля 1997 года № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации».

В соответствии с п. 10 указанного Положения выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Для получения паспорта гражданин представляет (п. 11):

 - заявление по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации;

- свидетельство о рождении (для граждан, проживающих за пределами территории Российской Федерации и не имеющих паспорта, - паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации);

- две личные фотографии размером 35 x 45 мм.

Для получения или замены паспорта документы и личные фотографии должны быть сданы гражданином не позднее 30 дней после наступления обстоятельств, определенных Положением. В случае обращения гражданина по вопросу выдачи или замены паспорта по месту жительства паспорт оформляется в 10-дневный срок со дня принятия документов территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации.

С учетом этого несовершеннолетний должен обратиться с заявлением и необходимыми документами не позднее 30 дней после достижения 14-летнего возраста.

Проживание гражданина РФ без паспорта, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.15 КоАП РФ. По указанной статье гражданин подлежит административной ответственности по достижению 16-летнего возраста.

В случае, если подросток своевременно по достижению 14-летнего возраста не получил паспорт гражданина РФ, то к административной ответственности могут быть привлечены его родители (законные представители).

Административная ответственность за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних установлена ч.1 ст.5.35 КоАП РФ и влечет наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей.


Воинский учет. Ответственность за нарушение законодательства о воинской обязанности и военной службе 

Согласно статье 59 Конституции РФ, защита Отечества является конституционным долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Правовое регулирование в указанной сфере осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а также другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона, граждане обязаны состоять на воинском учет. Воинский учет осуществляется военными комиссариатами по месту жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу - по месту их пребывания. Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке на воинский учет.

Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответствующим органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов, которые осуществляют первичный воинский учет граждан, проживающих или пребывающих на территориях указанных муниципальных образований.

Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет.

В целях обеспечения воинского учета граждане обязаны:

- явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления, осуществляющего первичный воинский учет,

- при исключении из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, освобождении от отбывания наказания в виде лишения свободы, получении гражданином женского пола военно-учетной специальности, приобретении гражданства Российской Федерации, явиться в двухнедельный срок со дня наступления указанных событий в военный комиссариат для постановки на воинский учет,

- сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности,

- явиться в двухнедельный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) место пребывания, либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию,

- бережно хранить удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, военный билет, справку взамен военного билета, а также персональную электронную карту. В случае утраты указанных документов в двухнедельный срок обратиться в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления для решения вопроса о получении документов взамен утраченных.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, выезжающие в период проведения призыва на срок более трех месяцев с места жительства и (или) места пребывания, должны лично сообщить об этом в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления, осуществляющий первичный воинский учет.

Согласно ст. 22 Федерального закона, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также не подлежащие призыву на военную службу.

Категории граждан, не подлежащих призыву на военную службу, а также имеющих право на освобождение от призыва и исполнения воинской обязанности, отсрочку, определены статьями 23, 24 Федерального закона.

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии, явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона, в случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, статьями 21.5, 21.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету и уклонение от медицинского обследования. Совершение указанных правонарушений влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Перечень уважительных причин неявки по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки установлены ч. 2 ст. 7 Федерального закона. К ним относятся:

- заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

- тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

- препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

- иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом.

При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет при отсутствии у них права на освобождение от призыва и исполнения воинской обязанности, отсрочку от призыва, призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

О вынесении в отношении гражданина указанного заключения, военный комиссариат уведомляет в письменной форме руководителя государственных органа либо организации или муниципального органа по месту работы гражданина.

В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы. Призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к уголовной ответственности по статье 328 Уголовного кодекса Российской Федерации. Совершение указанного преступления влечет наказание до двух лет лишения свободы.


При содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания должен соблюдаться закон 

Одним из важных направлений деятельности органов прокуратуры является надзор за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания (далее – ИВС) органов внутренних дел.

Порядок и условия содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей в ИВС, права и обязанности указанных лиц регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205.

Прокурорские работники ежедневно проводят проверки исполнения данного законодательства. Особое внимание обращается на основания заключения под стражу, сроки содержания, изоляцию и раздельное содержание разных категорий подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, а также лиц, арестованных в административном порядке, на оказание задержанным и заключенным под стражу медицинской помощи, надлежащее материально-бытовое и санитарно-гигиеническое обеспечение, соблюдение противопожарных норм и правил.

Основания и сроки содержания под стражей в ИВС различаются в зависимости о категории лиц:

- лица, задержанные по подозрению в совершении преступлений: решение о задержании принимается должностными лицами органов дознания, предварительного следствия в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы – на срок до 48 часов;

- подозреваемые и обвиняемые, которым в качестве меры пресечения судом избрано заключение под стражу – на срок, указанный в постановлении суда; данные лица содержатся в ИВС до их этапирования в следственный изолятор;

- осужденные, которым приговором суда назначено наказание в виде лишения свободы – до их этапирования в исправительное учреждение, либо этапированные из исправительных учреждений для участия в судебных заседаниях, либо следственных действиях;

- лица, которым по решению суда назначено наказание за совершение административных правонарушений в виде административного ареста – срок ареста указывается в постановлении суда и в соответствии со ст. 3.9 КоАП РФ составляет не более 15 суток, а за совершение отдельных административных правонарушений – не более 30 суток.

Лица, содержащиеся в ИВС имеют право вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями, а также получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, восьмичасовой сон в ночное время, ежедневную прогулку продолжительностью не менее одного часа, пользоваться собственными постельными принадлежностями, литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми.

Действующим законодательством предусмотрено раздельное содержание под стражей некоторых категорий лиц. Так, раздельно содержатся: мужчины и женщины; несовершеннолетние и взрослые; подозреваемые и обвиняемые с осужденными, приговоры в отношении которых вступили в законную силу; подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу; впервые привлекаемые к уголовной ответственности и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы. Также отдельно от других содержатся подозреваемые и обвиняемые в совершении некоторых преступлений (убийство; умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; изнасилование; насильственные действия сексуального характера; грабеж; разбой и др.).

Согласно ст. 39 Федерального закона «О прокуратуре РФ» при осуществлении надзора за исполнением законов в ИВС прокурор вправе:

-посещать в любое время помещения ИВС;

-опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

-знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

-требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации ИВС, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

-отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в ИВС, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению.


Официальные сайты