В настоящее время среди населения широко распространены расчетные операции, совершаемые при открытии банковских счетов, с применением банковских карт. Увеличение количества таких операций неизбежно может повлечь за собой различного рода сбои, ошибки при их осуществлении. Это приносит существенные неудобства гражданам при осуществлении переводов, платежей и других операций.
Верховный Суд РФ, проверяя законность одного из судебных решений Московского районного суда, пришёл к выводу, что в случаях сбоя в работе применяемого кредитной организацией программно-технического обеспечения не освобождает ее от ответственности перед клиентом за ненадлежащее предоставление услуги.
При возникновении у граждан подобных непредвиденных ситуаций, предлагаем руководствоваться следующими нормами права.
Исходя из ст. 4 Закона о защите прав потребителей гражданин, вступая в определенные правоотношения, вправе рассчитывать на то, что работа (услуга), за которой он обратился в организацию, должна отвечать требованиям к качеству, а также тем целям, для которых она обычно используется.
Обращаясь в банк для совершения операций со счетами, граждане рассчитывают на то, что их распоряжения будут выполнены банком надлежащим образом с достижением тех целей, для которой данные финансовые услуги производятся.
Согласно ст. 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Работа программных центров банков охватывается рамками предпринимательской деятельности и сбой программного обеспечения не является следствием непреодолимой силы. По этой причине банки не освобождаются от ответственности перед клиентами за ненадлежащее предоставление услуги.
Старший помощник прокурора Тракторозаводского района г. Челябинска
младший советник юстиции Иванова Я.Ю.