Цвет:
Ц
Ц
Ц
Размер шрифта:
А
А
А
г. Челябинск, ул. Горького, 10
Тел: +7 (351) 775-30-50
Факс: +7 (351) 775-25-25
E-mail: admtzr@cheladmin.ru
Обращение Главы
Тракторозаводского района
Кузнецова Юрия Викторовича
Читать далее >

Разъяснение положений Закона об арбитраже

В связи с окончанием 1 ноября 2017 года переходного периода реформы арбитража (третейского разбирательства) разъясняем следующее.

Порядок образования и деятельности третейских судов и постоянно действующих арбитражных учреждений на территории Российской Федерации, а также арбитраж (третейское разбирательство) регулирует Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее Закон об арбитраже).

В статье 2 Закона об арбитраже раскрыты основные понятия, используемые для целей закона.

Так, под арбитром (третейским судьей) понимается физическое лицо, избранное сторонами или избранное (назначенное) в согласованном сторонами или установленном федеральным законом порядке для разрешения спора третейским судом. Деятельность арбитров в рамках арбитража (третейского разбирательства) не является предпринимательской.

Арбитраж (третейское разбирательство) определен как процесс разрешения спора третейским судом и принятия решения третейским судом (арбитражного решения).

Под администрированием арбитража понимается выполнение постоянно действующим арбитражным учреждением функций по организационному обеспечению арбитража, в том числе по обеспечению процедур выбора, назначения или отвода арбитров, ведению делопроизводства, организации сбора и распределения арбитражных сборов, за исключением непосредственно функций третейского суда по разрешению спора.

Согласно п. 13 ст. 52 Закона об арбитраже с 1 ноября 2017года для администрирования арбитража необходимо наличие права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения (далее – право администрировать арбитраж). Данное право предоставляется актом Правительства Российской Федерации.

Двум арбитражным институтам данное право предоставлено Законом об арбитраже. Постоянно действующие арбитражные учреждения, постоянно действующие третейские суды (далее – учреждения), не получившие права администрировать арбитраж, не могут администрировать арбитраж. При отсутствии данного права учреждение, например не может назначить или отводить арбитров, вести делопроизводство, собирать и распределять арбитражные сборы (организованно обеспечивать арбитраж).

В случае, если после 1 ноября 2017 года учреждение, не получившее права администрировать арбитраж, продолжит администрировать арбитраж по начатым спорам и принимать новые дела к рассмотрению, его деятельность подлежит прекращению.

Вынесенные после 1 ноября 2017 года решения учреждений, не получивших права администрировать арбитраж, считаются принятыми с нарушением процедуры арбитража, предусмотренной законом. Согласно нормам процессуального законодательства Российской Федерации указанное может являться основанием для отмены решения третейского суда и отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение его решения.

Согласно п. 16 ст. 52 Закона об арбитраже по спорам которые были начаты в учреждении до 1 ноября 2017 года все функции подлежат выполнению третейским судом (то есть непосредственно составом арбитров, а не учреждением), как при арбитраже, образованном для разрешения конкретно спора. Такое решение подлежит признанию и приведению в исполнение как решение, принятое арбитражем, образованным для разрешения конкретного спора. Отмечаем, что арбитраж, образованный сторонами для разрешения конкретного спора, не вправе рассматривать корпоративные споры.

В настоящее время только четыре арбитражных учреждения получили право администрировать арбитраж:

- Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (ч. 1 ст. 44 Закона об арбитраже);

- Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (ч. 1 ст. 44 Закона об арбитраже);

- Арбитражный центр при Российском союзе промышленников и предпринимателей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.04.2017 № 798-р);

- Арбитражный центр при некоммерческой автономной организации «Институт современного арбитража» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.04.2017 № 799-р).

Таким образом, учреждения, не входящие в данные список, не имеют права администрировать арбитраж после 1 ноября 2017 года. Следовательно, часть арбитражного соглашения о передаче спора в конкретное учреждение, у которого отсутствует право администрировать арбитраж, после 1 ноября 2017 года становится неисполнимой. Физические и юридические лица могут заключить новое арбитражное соглашение о передаче спора на рассмотрение арбитражного учреждения, получившего право администрировать арбитраж.

Кроме того, отмечаем, что согласно ст. 43 Закона об арбитраже внесение изменений в юридически значимые реестры (например, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Единый государственный реестр юридических лиц) осуществляется на основании исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Таким образом, основанием для внесения изменений является именно исполнительный лист, а не решение постоянно действующего арбитражного учреждения. При отсутствии исполнительного листа изменения в юридически значимые реестры вносится не могут. Обращаем внимание на то, что в связи с окончанием переходного периода высока вероятность использования мошеннических схем, направленных на обход положений закона об арбитраже.

Информация о новых арбитражных учреждениях, получивших право администрировать арбитраж, будет размещаться на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации (http://minjust.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (вкладка «Деятельность в сфере третейского разбирательства»).

Старший помощник прокурора
Тракторозаводского района г. Челябинска
Младший советник юстиции Я.Ю. Иванова

Официальные сайты
Сайты администраций
районов г. Челябинска