Статьей 17.2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.
Часть 1 ст. 17.2.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей с целью повлиять на его решения. Указанное деяние предусматривает наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Объектом правонарушения по ч. 1 ст. 17.2.2 КоАП РФ являются общественные отношения в области институтов государственной власти.
Согласно Федеральному закону от 07.05.2013 N 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» (далее - Закон № 78-ФЗ) Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (далее - Уполномоченный) и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, обеспечивающим гарантии государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и соблюдения указанных прав органами государственной власти, органами местного самоуправления и должностными лицами, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.
В силу положений ст. 2 Закона N 78-ФЗ основными задачами Уполномоченного являются:
1) защита прав и законных интересов российских и иностранных субъектов предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации и российских субъектов предпринимательской деятельности на территориях иностранных государств в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, договоренностями на взаимной основе федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями;
2) осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
3) содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;
4) взаимодействие с предпринимательским сообществом;
5) участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности.
Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения представляет собой какое-либо незаконное воздействие на Уполномоченного с целью повлиять на его решение. Невмешательство в деятельность Уполномоченного выражается в независимости Уполномоченного при осуществлении своих полномочий. Уполномоченный не подотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам и обладает неприкосновенностью.
Часть 2 ст. 17.2.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо воспрепятствование его деятельности в иной форме. Указанное деяние предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения по ч. 2 ст. 17.2.2 КоАП РФ выражается в неисполнении должностными лицами законных требований Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо воспрепятствовании его деятельности в иной форме.
Воспрепятствованием в иной форме понимаются незаконные действия, цель которых помешать законной деятельности Уполномоченного.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона N 78-ФЗ в ходе рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
1) запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;
2) беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления при предъявлении служебного удостоверения;
3) в целях защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, подозреваемых, обвиняемых и осужденных по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 159 - 159.6, 160 и 165 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти преступления совершены в сфере предпринимательской деятельности, а также статьями 171 - 172, 173.1 - 174.1, 176 - 178, 180, 181, 183, 185, 185.2 - 185.4, 190 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, без специального разрешения посещать места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и учреждения, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы;
4) принимать с письменного согласия заявителя участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля;
5) одновременно с обжалованием в судебном порядке ненормативных правовых актов органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности, выносить подлежащие немедленному исполнению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления, предписания о приостановлении их действия до вступления в законную силу судебного акта, вынесенного по результатам рассмотрения заявления Уполномоченного.
Часть 3 ст. 17.2.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение должностными лицами установленных сроков предоставления информации (документов, материалов, ответов на обращения) Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Указанное деяние предусматривает наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения по ч. 3 ст. 17.2.2 КоАП РФ выражается в несоблюдении должностными лицами установленных сроков предоставления информации (документов, материалов, ответов на обращения) Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.
Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 78-ФЗ руководители и иные должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления обязаны обеспечить прием Уполномоченного, направить ответ в письменной форме на обращение Уполномоченного, а также предоставить Уполномоченному запрашиваемые сведения, документы и материалы в срок, не превышающий 15 дней со дня получения соответствующего обращения. Ответ на обращение Уполномоченного направляется за подписью должностного лица, которому оно непосредственно было адресовано.
Часть 4 ст. 17.2.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1 - 3 ст. 17.2.2 КоАП РФ. Указанное деяние предусматривает наложение административного наказания в виде дисквалификации на срок от 6 месяцев до 1 года.
Объективная сторона правонарушения по ч. 4 ст. 17.2.2 КоАП РФ выражается в повторном в течение года совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1 - 3 ст. 17.2.2 КоАП РФ.
Субъектами правонарушения по ст. 17.2.2 КоАП РФ могут быть должностные лица государственного органа, органа местного самоуправления или организации.
Согласно ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ соответствующие дела рассматриваются судом.
Старший помощник прокурора
Тракторозаводского района г. Челябинска
младший советник юстиции Я.Ю. Иванова