По данным на 2020 год, в России было зарегистрировано почти 19 000 беспилотных летательных аппаратов. А к началу 2024 года их количество выросло до 93 000.
Сколько их на самом деле на руках у граждан — сказать очень сложно. Многие покупают их, но не регистрируют.
Беспилотные летательные аппараты привыкли использовать для фото- и видеосъемки. И если с порядком регистрации законодатели уже определились, то с тем, что можно с них снимать, а что нельзя — разобраться не так просто. И закон там нарушить довольно легко, можно даже стать фигурантом уголовного дела.
Беспилотные летательные аппараты — термин бытовой. Так называют аппараты, выполняющие полет без пилота и экипажа. Иногда полет выполняется в полностью автоматическом режиме, без участия человека, а иногда пилот все же есть — просто управляет летательным аппаратом не напрямую, а с земли, с использованием каналов связи. Также в быту используют различные сокращения: БЛА, БПЛА, «дрон», «беспилотник».
В законах таких терминов нет — в Воздушном кодексе РФ упоминаются беспилотные воздушные суда — то есть управляемые и контролируемые в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна.
Однако термин «беспилотник», БПЛА и прочие производные от них прижились, поэтому мы будем использовать их в статье.
Какие нормативные акты регламентируют использование беспилотников
Полеты беспилотных воздушных судов, порядок их регистрации прописан в следующих нормативных актах:
Воздушный кодекс РФ — это один из основных документов, который устанавливает правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации.
Федеральные правила использования воздушного пространства РФ — в них прописан порядок использования воздушного пространства страны для всех летательных аппаратов, включая беспилотные. Указаны основные правила безопасности при использовании воздушного пространства.
Правила государственного учета беспилотных гражданских воздушных судов — регламентируют учет государством беспилотников с максимальной взлетной массой от 250 граммов до 30 килограммов, которые ввозятся в РФ или производятся на ее территории.
Федеральные авиационные правила «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации» — устанавливают правила подготовки воздушного судна и его экипажа к полету и обязательны для исполнения всеми, кто владеет воздушными судами и эксплуатирует их в стране.
Статья 11.4 КоАП РФ — предусматривает ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства.
Как происходит регистрация БПЛА
Чтобы летать законно и ничего не нарушать, нужно начать с регистрации беспилотника.
Минимальная масса беспилотника, подлежащего учету, составляет 150 граммов.
Зарегистрировать БПЛА можно с помощью портала госуслуг или портала учета беспилотных воздушных судов.
Для постановки беспилотника на учет его владелец должен предоставить заявление — сделать это можно в электронном виде на портале госуслуг или на портале учета беспилотных воздушных судов
У владельца есть 10 дней для его регистрации.
Росавиация имеет право отказать — но в этом случае ей придется объяснить причины. В случае успешной регистрации беспилотнику присвоят учетный номер — владелец должен самостоятельно нанести его на БПЛА до начала полетов.
При утере беспилотника, его краже, продаже или дарении нужно заявить об этом в Росавиацию. К заявлению придется приложить договор купли-продажи, дарения или справку из полиции о возбуждении уголовного дела.
Новый собственник также должен зарегистрировать беспилотник на свое имя.
Если у беспилотника сменился собственник — прежний владелец обязан уведомить об этом Росавиацию в десятидневный срок, а при утере, краже или изменении характеристик — не позже двух дней.
За управление беспилотником, не поставленным на учет, предусмотрен штраф от 2000 до 2500 ₽ или лишение права управления воздушным судном .
По данным судебной статистики, в 2023 году за нарушения безопасности полетов в России подвергли наказанию всего 46 человек. В эту статистику вошли не только те, кто управлял незарегистрированным беспилотником, но и другие нарушители: пилоты полноценных самолетов и аже воздушные хулиганы.
Что нужно знать владельцу беспилотника до начала полетов
Владелец БПЛА должен понимать, что беспилотник — это источник повышенной опасности. Четкого определения источников повышенной опасности в законе нет, но к ним могут отнести все, что создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека .
Дроны не всегда летят туда, куда их направила программа или оператор. Вот пример — первый беспилотник Почты России, который должен был доставлять посылки, разбился, врезавшись в стену дома. Этому беспилотнику повезло — он ударился об стену как раз между окнами. Метр вправо или влево — и владельцам квартир как минимум пришлось бы менять окна.
Неаккуратное пилотирование угрожает не только окнам — БПЛА может столкнуться с другим летательным аппаратом и стать причиной его крушения. А еще он может упасть на автомобиль или на голову случайному прохожему, либо столкнуться с линией электропередач и оборвать провода.
Упавший с большой высоты дрон даже весом 250 граммов может нанести серьезный ущерб имуществу или здоровью человека.
В такой ситуации владельцу дрона придется возмещать ущерб, причиненный его падением — стоимость разбитого окна, поврежденной машины или дорогостоящего лечения, если пострадает человек.
То, что дрон — беспилотный, управляли им машинные алгоритмы, а владелец летательного аппарата просто нажал на кнопку и не сделал ничего, что привело к столкновению — не оправдание. Возмещать ущерб все равно придется владельцу.
Причем владелец — это не обязательно собственник. Например, если человек взял беспилотник в аренду или попросил у друга, чтобы что-то снять — он уже считается владельцем этого аппарата и несет всю ответственность за причиненный им вред. А вот если пилот БПЛА работает по найму, он владельцем не считается. Поэтому ущерб сначала возместит владелец, а только потом сможет потребовать с работника возместить ущерб уже ему — в размере выплаченного потерпевшему возмещения .
После того как владелец возместит ущерб, он может попытаться доказать, что во всем виноваты неправильные алгоритмы управления беспилотником, и выдвинуть иск к изготовителю. Но на момент написания статьи не удалось найти информацию о подобных исках.
Единственный законный способ уклониться от возмещения ущерба — это доказать, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, либо доказать, что беспилотник выбыл из обладания в результате противоправных действий других лиц.
Допустим, у владельца похитили БПЛА, попробовали его запустить и в результате разбили витрину магазина. В такой ситуации владелец ущерб возмещать не будет — но ему придется подтвердить, что беспилотник похитили. Поэтому в такой ситуации лучше сразу обратиться в полицию и написать заявление о похищении. Как это сделать, мы писали в статье «Как обратиться в полицию».
Другой пример — владелец запустил беспилотник вдали от людей, но налетел ураган — и ветром БПЛА отнесло на машину. Управлять беспилотником владелец может, а ураганом — нет. Это форс-мажор — обстоятельства непреодолимой силы, которые от человека не зависят, а значит, и отвечать за причиненный ущерб он не обязан.
Но форс-мажор не начинает действовать автоматически, просто по заявлению. Человеку придется доказать, что ураган действительно был — например, справкой из гидрометцентра, в которой будет указана сила ветра в этот день.
Еще один пример — прохожему не нравится, что БПЛА пролетает у него над головой, и он пытается сбить его камнем. В результате беспилотник падает ему на голову, и прохожий оказывается в больнице. В такой ситуации владельцу беспилотника тоже не придется отвечать — правда, для этого придется доказать связь действий прохожего с падением аппарата. Для этого можно использовать, например, видеозапись с камеры БПЛА.
Где можно летать без разрешения
Помимо регистрации владельцу беспилотника может понадобиться еще и разрешение на полет и план полета . Дополнительные документы и согласования не потребуются при соблюдении следующих условий:
Максимальная взлетная масса беспилотника — до 30 кг.
Полет проходит в пределах прямой видимости и в светлое время суток.
Высота полета — не более 100 метров от земли или воды.
Полет проходит вне диспетчерских зон аэродромов, вертодромов, запретных зон, зон ограничения полетов, специальных зон.
Полет проходит за пределами воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований.
Полет проходит за пределами воздушных зон над местами проведения охранных мероприятий. Они проводятся в соответствии с ФЗ «О государственной охране». Объекты государственной охраны перечислены в законе — например, над иностранными представительствами, дачами депутатов госдумы или домами лиц, замещающих государственные должности РФ, без разрешения летать нельзя.
Полет проходит на удалении более 10 км от контрольных точек аэродромов и 2 км — от посадочных площадок.
Информация о границах диспетчерских зон аэродромов публикуется в Сборнике аэронавигационной информации.
Так выглядит карта посадочной площадки аэродрома Диксон. Она находится в открытом доступе, и владелец беспилотника может по ней понять, требуется ли разрешение на полет рядом с ней
Так выглядит карта посадочной площадки аэродрома Диксон. Она находится в открытом доступе, и владелец беспилотника может по ней понять, требуется ли разрешение на полет рядом с ней
Как получить разрешение на полет и в каких случаях оно обязательно
В России установлен разрешительный порядок использования воздушного пространства. Работает он следующим образом.
Если беспилотник прошел регистрацию. Владелец беспилотника направляет в центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации план полета беспилотника. Сделать это можно на сайте Системы представления планов полетов.
Если беспилотник не проходил регистрацию. План полета можно предоставить в местный орган Единой системы организации воздушного движения по телефону. Контактная информация для сообщения размещена на сайтах Системы предоставления планов полетов и Госкорпорации по организации воздушного движения.
В полетном плане указываются опознавательный индекс беспилотника, аэродром, маршрут, аэродром назначения, время вылета и время полета, а также другая информация, необходимая органам воздушного движения .
Росавиация в зависимости от плана полета имеет право разрешить полет, запретить его или установить ограничения по времени или по месту полета беспилотника. В случае запрета его придется исполнять.
Как летать в городе
У кого получать разрешение. Если летать планируется над населенным пунктом, владельцу беспилотника необходимо получить разрешение органа местного самоуправления . Если полет происходит в Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе — понадобятся разрешения органов исполнительной власти этих городов.
Порядок получения разрешения. Кто именно выдает разрешение — зависит от региона, где будет проходить полет. Через сайт госуслуг получить такое разрешение не удастся — придется обратиться лично либо воспользоваться услугами почты.
Как летать возле границы РФ
Вдоль государственной границы устанавливается приграничная полоса — это воздушное пространство, примыкающее к государственной границе Российской Федерации, шириной 25 км с особым режимом его использования .
Эта полоса, как правило, находится на большом удалении от аэропортов, но летать там без полетного плана нельзя. А еще в обязательном порядке придется организовать радиосвязь с Росавиацией и получить разрешение на полет в ФСБ .
В каких местах летать нельзя
Минтранс вправе устанавливать запретные зоны, где летать вообще нельзя, и зоны ограничения полетов, где летать можно только по согласованию с человеком или организацией, в интересах которых установлены ограничения на полеты .
Если запретная зона установлена в интересах Федеральной службы охраны — согласовывать полет придется с ФСО.
Так зоны, запрещенные для полетов, обозначены на карте
Так зоны, запрещенные для полетов, обозначены на карте
С началом военных действий власти некоторых регионов установили запреты на полет беспилотников. Например, в Волгоградской области запрет действует с 28 декабря 2022 и до особого распоряжения, а в Калужской области запрет установлен с 23 декабря 2022 — тоже до особого распоряжения.
О том, в каких регионах установлены ограничения на полеты беспилотников, можно узнать в перечне региональных ограничений, введенных в соответствии с уровнями реагирования и террористической опасности.
Как снимать различные объекты
Сейчас БПЛА чаще всего используют для фото- и видеосъемки. Возможно, когда-нибудь они будут перевозить грузы или даже пассажиров — но в ближайшие пару лет этого, скорее всего, не произойдет.
Чтобы правильно снимать с БПЛА и потом пользоваться результатами этой съемки, нужно знать определенные правила и соблюдать их.
В первую очередь нужно понимать, что любая съемка с воздуха — это авиационные работы. И чтобы законно их проводить, владелец — человек или организация — должны получить сертификат эксплуатанта. Это документ, который выдает территориальное подразделение Минтранса . Порядок выдачи прописан в административном регламенте Федерального агентства воздушного транспорта по организации и проведению обязательной сертификации.
Сертификат выдадут только в том случае, если беспилотник зарегистрирован и в наличии все разрешения — если они нужны. Срок рассмотрения заявления — 10 дней при первом оформлении и пять — при продлении. Плату за выдачу не берут. Срок действия сертификата — три года, потом его нужно продлевать.
Получать сертификат обязан любой владелец беспилотника, который планирует использовать его для съемки. Цель съемки значения не играет — владелец дрона может снимать свадьбу друга или пастбище в поисках заблудившихся коров — сертификат ему понадобится в любом случае. Минтранс, в свою очередь, может такой сертификат приостановить или аннулировать — например, в случае нарушения обладателем сертификата воздушного законодательства РФ.
А что с секретными объектами и государственной тайной?
Один из страхов владельца беспилотника — случайно снять какой-нибудь секретный объект и потом стать фигурантом уголовного дела за разглашение государственной тайны. Но так не бывает.
Государство имеет право защищать свои интересы и засекречивать информацию, разглашение которой может нанести ущерб безопасности РФ. Например, есть на территории города какая-нибудь секретная организация, а за городом — секретный военный космодром.
Знать адреса всех космодромов и секретных организаций обычный владелец беспилотника не может, да и не обязан. Поэтому по умолчанию считается, что если он получил разрешение, когда оно требуется, на полет по определенному маршруту над определенной территорией — ничего секретного там нет, и вести съемку можно без проблем.
Случайно узнать и разгласить гостайну невозможно — к ней сначала нужно получить допуск. А если на видеозапись попало что-то секретное — это проблема не владельца беспилотника, а того человека, который ему маршрут согласовал.
Для любительских запусков беспилотников разрешения и сертификаты оформляют редко — и зря. Наличие такого разрешения может избавить от лишних вопросов со стороны правоохранительных органов. Даже если в кадр попало то, что другим видеть не следует, владелец БПЛА всегда может в объяснении написать: разрешение получил официально, маршрут согласовал, ничего не нарушил. Что там внизу находилось — не имею ни малейшего представления. Все вопросы — к человеку, который согласовал полет.
В ситуации, когда разрешение на полет не нужно, никаких секретов по маршруту не может быть по определению.
А вот если с помощью беспилотника умышленно собирать информацию для передачи иностранному государству либо его представителям в целях использовать против безопасности РФ — это считается государственной изменой. При этом информация не обязательно должна быть секретной.
Если снять колонну военных машин на дороге — за это не накажут. А вот за передачу такой видеозаписи иностранному государству придется отвечать — даже если по дороге ехали обычные туристы. За такое могут привлечь к уголовной ответственности по статье 275 УК РФ. Санкция — лишение свободы на срок от 12 до 20 лет. Подробно об этом мы рассказывали в статье «Какие действия могут счесть государственной изменой».
Ответственность для владельцев беспилотников
Если владелец беспилотника не соблюдает правила использования воздушного пространства, его могут привлечь к административной ответственности . Человека могут оштрафовать на 20 000—50 000 ₽, должностных лиц на 50 000—150 000 ₽, организацию на 250 000—500 000 ₽.
За нарушение права на неприкосновенность частной жизни ответственность уголовная . Санкция — от штрафа в размере до 200 000 ₽ до лишения свободы на срок до двух лет. А еще потерпевший имеет право потребовать возместить убытки и моральный вред, если они возникли из-за распространения видео .
Если при полете не было оформлено разрешение, но оно требовалось, и в результате беспилотник причинил человеку тяжкий вред или человек погиб — ответственность будет уголовной. Санкция — до пяти лет лишения свободы, если пострадал один человек. Если погибли два человека или более — свободы можно лишиться на срок до семи лет .
Правила использования беспилотников устанавливает правительство, Росавиация регистрирует БПЛА.
Перед полетами владелец должен зарегистрировать беспилотник весом больше 150 граммов.
БПЛА — это источник повышенной опасности. Если беспилотник причинит ущерб окружающим, возмещать его будет владелец.
На полеты в городах, вблизи аэродромов, вблизи госграницы и во многих других местах нужно получить разрешение.
При съемке с беспилотника нельзя снимать ничего, что касается неприкосновенности частной жизни. Подглядывать в окна — нельзя.
Знать, какой объект съемки является секретным, владелец беспилотника не обязан. Охрана государственной тайны — это проблема тех, кто имеет к ней доступ, а не владельца БПЛА.
Если передавать видеозаписи иностранному государству — могут привлечь к ответственности за государственную измену, даже если на видеозапись не попало ничего секретного.
За нарушение правил использования воздушного пространства предусмотрены штрафы.
За нарушение права на неприкосновенность частной жизни можно лишиться свободы.
- Администрация
- Наш район
- Контакты
- Интернет-приемная
- Обращения граждан
- Противодействие коррупции
- Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции
- Антикоррупционная экспертиза
- Методические материалы
- Формы документов, связанные с противодействием коррупции (для заполнения)
- Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
- Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)
- Комиссии Совета депутатов района
- Обратная связь для сообщений о фактах коррупции
- Телефон прямой линии
- Новости