Рекомендуемые меры, направленные на снижение вероятности возникновения ситуаций конфликта, травли и дискриминационных отношений по признакам национальной, языковой, расовой и религиозной принадлежности в образовательных организациях
Для предотвращения ситуаций конфликта, травли и дискриминационных отношений по признакам национальной, языковой, расовой и религиозной принадлежности важно предоставлять обучающимся достаточное количество информации и обеспечивать их обучение по теме многообразия культур, языков и религий, чтобы помочь им развить уважение к другим национальностям и понимание международных взаимоотношений.
1. Установите четкую политику: школы должны иметь четко определенную политику, направленную на борьбу с конфликтами, травлей и дискриминацией на основе национальной, языковой, расовой или религиозной принадлежности.
2. Просвещайте учащихся, сотрудников и родителей: все члены школьного сообщества должны понимать важность создания комфортной и безопасной образовательной среды.
3. Поощряйте информирование: школа должна разъяснить учащимся, сотрудникам и родителям важность своевременного информирования школы о любых случаях возникновения конфликтов, травли или дискриминации.
4. Незамедлительно реагируйте: все сообщения должны незамедлительно оцениваться и беспристрастно изучаться. Школа должна принять соответствующие меры для разрешения ситуации.
5. Предлагайте поддержку: школа должна оказывать поддержку лицам, вовлеченным в конфликт, травлю или дискриминацию. Это может быть консультирование, наставничество или другие формы помощи.
6. Устраняйте коренные причины: школа должна работать над устранением коренных причин конфликтов, травли и дискриминации, включая национальные предрассудки и невежество. В случае необходимости активно принимать меры для предотвращения их повторения.
7. Проводите мониторинг и оценку: школа должна регулярно контролировать и оценивать эффективность своих профилактических мероприятий и вносить изменения по мере необходимости, чтобы обеспечить безопасную и комфортную среду для всех участников образовательного процесса.
Рекомендуемый алгоритм реагирования на возникновение ситуаций конфликта, травли и дискриминационных отношений по признакам национальной, языковой, расовой и религиозной принадлежности в образовательной среде
Для снижения рисков эскалации конфликта и негативного развития событий важно уметь вовремя выявить и правильно среагировать на признаки зарождения деструктивных отношений, в которых фактором выступает национальная, языковая, расовая или религиозная принадлежность обучающихся. Ниже представлен алгоритм действий, направленных на выявление и разрешение подобных ситуаций.
1. Категорически пресекайте малейшие признаки травли по национальной, языковой, расовой и религиозной принадлежности (насмешки, оскорбления, злословие, угрозы) и показывайте своё однозначное непринятие подобных действий в любом виде.
2. Обратите внимание на поведение и речь: выявление ситуаций зарождающегося конфликта, травли и дискриминационных отношений начинается с внимательного наблюдения за поведением и речью участников образовательного процесса.
3. Проанализируйте ситуацию: если вы заметили изменение поведения обучающихся, появление маркеров солидаризации с деструктивными сообществами или движениями, которые вас беспокоят – внимательно проанализируйте ситуацию и оцените риски возникновения конфликта, травли или дискриминации.
4. В случае выявления признаков конфликта, травли и дискриминационных отношений по признакам национальной, языковой, расовой и религиозной принадлежности – немедленно предпримите меры для прекращения негативных действий. Проведите работу силами образовательной организации или с привлечением компетентных специалистов из экспертных организаций с участниками (не только теми, кто непосредственно вовлечен в ситуацию, но и с теми, кто знает о ней или наблюдал её развитие). Важно предоставить обучающимся возможность высказаться и работать вместе над решением проблемы.
5. Своевременно сообщайте о выявленных конфликтогенных ситуациях руководству образовательной организации, ответственному за безопасность. Проведите консультации с социальным педагогом, психологом, классным руководителем.
6. Проинформируйте родителей (законных представителей) обучающихся, участвующих в конфликтах и провоцирующих их, и привлеките к разбору ситуации.
7. При необходимости и наличии признаков возможного дальнейшего развития негативных последствий руководство образовательной организации должно незамедлительно информировать учредителя и представителей правоохранительных органов.
8. В случае наличия обучающихся, пострадавших в результате возникновения конфликтной ситуации, необходимо подключить адресную работу с психологом (в случае отсутствия психолога в образовательной организации – пригласить специалиста из муниципальных организаций).
9. Проведите дополнительные мероприятия, направленные на недопущение конфликта, травли и дискриминационных отношений по признакам национальной, языковой, расовой и религиозной принадлежности, развитие эмпатии и эмоциональных компетенций, навыков бесконфликтного общения в формате семинаров, тренингов, лекций, интерактивных занятий.
10. В случае возникновения конфликтной ситуации в образовательной среде поддерживайте контакт с обучающимися, максимально сфокусировав их внимание на добром и мотивирующем общении между собой и с окружающими. Не критикуйте, не унижайте, не оскорбляйте, не угрожайте и не запугивайте учеников! Помните, что обучающиеся испытывают очень похожие эмоции (страх, потерянность, злость и др.) вне зависимости от их мнения, места жительства и позиции их родителей. Помогайте видеть эмоции окружающих и правильно реагировать на них, поддерживать друг друга, успокаивать, сопереживать, уважать и быть добрыми.
11. Помните, что учебное заведение должно быть безопасными комфортным местом для каждого обучающегося вне зависимости от его национальной, религиозной, языковой, расовой, социальной и иной принадлежности.
12. Для получения экспертной оценки и рекомендаций руководство образовательной организации, находящейся в Челябинской области, может обратиться:
- Научно-исследовательский центр мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде (привлечение специалистов в сфере аналитики рисков деструктивных проявлений в образовательной среде, социокультурной адаптации, педагогики и психологии);
- Областной центр диагностики и консультирования (привлечение специалистов в области психологии);
- Аппарат Уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области, сотрудники которого также могут быть привлечены для разрешения конфликтной ситуации.